Роковые поэты и поэзия рока
Роковые поэты и поэзия рока
Ведь было же время, в самом деле, когда для нонконформистски настроенной
молодежи имена Джона Леннона, Джека Керуака и Че Гевары стояли в одном
ряду!
К чему это я? Да про рок-музыку.
Применительно к России собственно музыке здесь всегда сопутствовало Слово.
Отсюда ее бросающаяся в глаза "литературность" отечественной рок-музыки, да
и всей субкультуры, в 80-х получившей эпитет "неформальной". Поразмыслить
об этом дал повод ряд книг, совсем недавно появившихся в продаже.
До интересных времен мы дожили – андеграунд становится классикой и
историей. Поэтические творения П. Мамонова, Б.Гребенщикова, А. Скляра
выпускают великолепной 10-томной антологией «Поэты русского рока» в
издательстве "Азбука-классика", наряду с Ахматовой, Борхесом, Набоковым и
Данте. В строгой твердой обложке, на которой имена лидеров отечественных
рок-групп выгравированы золотыми буквами. Пока появились на свет два тома,
в которых тематически собраны московские и питерские авторы. Питерцы, как
водится, местами заумны (как те же Гребенщиков и Гуницкий) и бесконечно
мифологичны (особенно в этом плане показателен лидер группы «Пикник»
Э.Шклярский, который умело выстраивает какой-то свой прямо-таки
параллельный мир). У московских авторов можно заметить по крайней мере две
особенности. Первое - следование классической традиции (особенно это
заметно в поэзии Алексея Романова) с ее философским лиризмом: «Мы одиноки,
мы совсем одни,/Мы редкие, далекие огни,/Мы на виду у всех, как мотыльки,/
И к нам летят ночные мотыльки». С другой стороны - некий юродствующий
примитивизм, как реакция, должно быть, на перенасыщенность столичной жизни
культурными, социальными и политическими потрясениями. Классический и
неподражаемый пример - творчество Петра Мамонова, некогда лидера группы
"Звуки Му". Ныне он актер, "сам себе режиссер" и создатель уникального
сценического жанра, развивающего современный театр абсурда. Его тексты -
нарочито "вещественны", наполнены множеством узнаваемых бытовых деталей. И
в то же время они предельно метафоричны, в них - какая-то новая
урбанистическая мифология:
Теперь на помойке так пусто
Разбежались коты
Теперь на помойке так чисто
Ведь уехала ты
На-та-ша
Наряду с «мэтрами», среди которых необходимо упомянуть и Армена Григоряна
(группа "Крематорий"), Максима Леонидова и Константина Никольского, в
вышедший двухтомник включены два сравнительно молодых автора - Найка
Борзова и Александра Васильева (группа «Сплин»). Но при этом нет Сергея
Калугина, Ольги Арефьевой, Анны Герасимовой (Умки), и ряда других авторов,
которые и определили основной тон московского, в частности, андеграунда
90-х. И неужто не появятся здесь же, если уж на то пошло, творения г-на
Шнурова?
Нередко люди начинают писать стихи и совершенно неожиданно для самих себя.
Так, Олег Сакмаров, мультиинструменталист, музыковед, участник "Аквариума",
"Наутилуса" и «Ю-Питера», как выяснилось, с недавних пор еще и поэт. В
каждой из этих ипостасей Сакмаров по-своему интересен. В сборник "Разговор
с золотой рыбкой», вышедший ограниченным тиражом, помещены, в частности,
его стихи, интервью, путевые заметки, а также ранние эссе, посвященные
"Аквариуму". Тогда он еще не был членом группы и анализировал творчество
коллектива отвлеченным, но очень внимательным к каждой детали взглядом
академичного музыковеда-культуролога. "После нескольких острых гитарных
аккордов – причудливо изломанная мелодическая инструментальная линия,
извивающаяся, как странная угловатая змея или руки певца-декадента.
Гармоническое сопровождение – не трезвучия, а более сложные минорные
аккорды из четырех, пяти и шести звуков. В сочетании с мелкими, как бы
шелестящими ритмическими фигурами ударных все это создает ощущение
неустойчивости, зыбкости, мерцания. Вступает голос с быстрой декламацией на
двух трех нотах. Ее опорный тон – вторая ступень минорной гаммы –
напряженно дисгармонирует со звуками основного аккорда тональности…"
Согласитесь: т а к о песнях "Аквариума" не писал, пожалуй, никто. И хотя бы
уже по этому с данной монографией стоит, на наш взгляд, ознакомиться.
А в издательстве Ультра.Культура" вышла тем временем "Антология поэзии
битников" - увесистый том (почти 800 страниц), включающий в себя 15
персоналий с краткими биографиями поэтов, их черно-белыми фото и солидной
стихотворной подборкой. Битники, "потерянное поколение", предвестники
идеологии хиппи, они стали для американской, да и мировой литературы 20
века новыми "проклятыми" поэтами, которые, вслед за Бодлером негодовали от
пошлости окружавшего их общества, вслед за Уитменом стремились к восприятию
жизни как единого космического потока, неделимого на высокое и низкое,
постыдное и целомудренное, человеческое и божественное. И в то же время
были неисправимыми индивидуалистами, заблудившимися, во многом
разочаровавшимися, пережившие войну и послевоенную опустошенность, которые
пестовали собственные неврозы и не стеснялись своих болезненных
пристрастий. В начале книги приводится 11 словарных значений английского
слова beat – от «удар, барабанный бой, биение сердца» до «метаться в
поисках выхода, способа побега». Что являлось основным внутренним импульсом
движения битников? Мысль не нова, но то была отчаянная попытка неординарно
мыслящих и поэтически одаренных людей преодолеть время и географию
собственного земного пр6ывания в стремлении к Абсолюту. Преодолеть любыми,
нередко за гранью дозволенного, способами, будь то наркотики,
бродяжничество или воровство. Но не поэтому ли пути шли в свое время
Франсуа Вийон и Жан Жене, столь же неприкаянные и поэтически одаренные. В
книгу включены не только стихи и поэмы, большей частью представляющие собой
причудливый поток сознания, но и критические статьи, эссе и манифесты
центральных фигур движения «битников» - Аллена Гинзбурга, Джека Керуака
Грегори Корсо, Питера Орловски и других. Творения поэтов, без влияния
которых немыслимо американское рок-движение 60-х – группа «Дорз», «Грейтфул
дэд», Дженнис Джоплин...
В том же издательстве выпущена книга Ника Кейва "Король Чернило", точнее
первый том из двух запланированных. Здесь собраны ранние стихи знаменитого
австралийского музыканта, целый ряд коротких пьес, написанный им в
соавторстве с не менее эксцентричной певицей Лидией Ланч, эссе и заметки.
Например, о первом знакомстве музыканта с группой Einsturzende Neubauten. В
своих стихах Ник Кейв, Эдгар По современного рока, исследует темные стороны
человеческой психики. Причем в его текстах апокалиптические картины
чередуются с прямо-таки изуверскими: «Язва на шраме и рубцом погоняет!
Миллионы порезов… Все это смахивает… на длинные тонкие красные ленты на
ручонках смертной девчонки!» Такими картинками книга просто изобилует. Не
скрою, что с музыкой это все слушается гораздо органичнее. Зато здесь мы
можем встретить отксеренные страницы черновиков Кейва, свидетельствующие о
том, что и процесс создания стихов вселенского ужаса и страдания был не
менее противоречивым и мучительным. Откуда у него все это? Уж не от горячей
ли любви Ника Кейва к русской литературе, о чем сказано во всех статьях.
Посвященных музыканту. Нет, вряд ли. Кстати, во время последних гастролей
Кейва кто-то из поклонников подарил ему нетленную книжицу Венечки Ерофеева.
Интересно, о чем же будет следующий альбом певца?
Владимир Преображенский, www.bostontea.narod.ru
Категория: Статьи | :
Просмотров: 810 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 thatorway • 03:38, 07.06.2012
ygfkj
avatar
Rammstein 2013 NATRY Калинов Мост Виктор Цой Кино 2014 Слот Земфира 2008 2011 Sirenia 2002 2004 Cradle Of Filth 2007 2009 2010 биография Farmer Boys Behemoth Би-2 2000 2001 2006 2012 1996 1998 single декабрь 2003 Animal ДжаZ Within Temptation Nightwish metallica nirvana Celldweller Lumen Korn Queen U2 ДДТ Five Finger Death Punch Ac/Dc Linkin Park Slipknot Йорш As I Lay Dying украина концерт новый альбом Epica рок Hard Rock 2015 Punk Rock Trash Talk Static-X Black Metal Fear Factory Apocalyptica Arch Enemy Delain 2016 клип анимация Кис-Кис Metalcore Heavy Metal Hardcore Alternative Rock OUTLANDERS Tarja Turunen Progressive Metal deathcore Industrial instrumental placebo Alt. Metal Alternative Metal Industrial Metal Progressive Symphonic Metal Punk Acoustic alternative Experimental blues rock Gothic Rock post-rock stoner female Thrash Metal Heavy Gothic Metal metal Rock Death Metal indie rock Uk Progressive Rock Финляндия Electronic pop EP Pain Three Days Grace Алиса Papa Roach pop-punk pop-rock indie female vocals Pop Rock Ария lordi Nu-Metal Russia post-grunge Nickelback Nu Metal USA Русский рок brazil trap россия Scorpions Australia Classic Rock post-metal Germany gothic Ambient Canada folk канада Psychedelic Italy France male Accept беларусь Finland Denmark Industrial Rock Melodic Hardcore Rock Opera Pop Punk Austria Folk Rock emo Modern Red Hot Chili Peppers Hollywood Undead Hard amatory Darkwave Ska германия glam греция Австралия Art rock Funk 2022 Us melodic Ethnic blues Melodic Metal Indie Pop electro corey taylor Synthpop Portugal Post-Punk Radio Tapok Bad Wolves rap Symphonic Ghost Northlane Caliban Melodic Death Metal Def Leppard Hip-Hop Crematory EBM groove Soft Rock The Rasmus Brutus New Wave Drowning Pool Reggae Grindcore britpop женский вокал Dark Metal Jazz Яндекс.Метрика